Голбол

С 1 Февраля мы начинаем развивать новы вид спорта для Самары-

Голбол.

Общие положения
0.1.1. В игре принимают участие две команды по три игрока. Каждая команда может иметь максимум три запасных игрока. Игра происходит в спортивном зале, на полу которого нанесена разметка в виде прямоугольной площадки, разделенная на две половины центральной линией. В обоих концах площадки находятся ворота. Игра осуществляется озвученным мячом (внутри находится колокольчик). Цель игры – закатить мяч за линию ворот защищающейся команды, в то время как она пытается помешать.
0.1.2. В случае возникновения разногласий по поводу данных правил за основу принимается английский вариант текста.

РАЗДЕЛ А
1. Площадка и оборудование
1.1. Площадка
Площадка, на которой играют в голбол, должна представлять собой прямоугольник размером 18 метров (+/- 0,05м) в длину и 9 метров (+/- 0,05м) в ширину. Измерения проводятся по внешним краям площадки. На полу должна быть нанесена разметка только для голбола и больше ничего.
1.1.2. Командная зона
Командной зоной является площадка размером 9 метров (+/- 0,05м) длиной, отмеряя от внешнего края линии ворот к центральной линии. Задний край зоны является линией ворот.
1.1.3. Ориентировочные (позиционные) линии для игроков
Две наружные позиционные линии для игроков размещаются в командной зоне на расстоянии 1,5 метра (+/- 0,05м) от линии ворот. Эти линии должны быть 1,5 метра (+/- 0,05м) длиной и располагаться внутрь от внешнего края боковой линии по направлению к середине командной зоны. Эти линии должны быть на обеих сторонах командной зоны.
Кроме того, в командной зоне размещаются две центральные позиционные линии. Они находятся посередине командной зоны по направлению внутрь от линии защиты и от линии ворот, перпендикулярно этим линиям. Они должны быть длиной 0,5 метра (+/- 0,05м). Дополнительно от линии защиты отходят две позиционные линии длиной по 0,15 метра (+/- 0,05м), располагающиеся перпендикулярно к ней и по направлению к линии ворот, на расстоянии 1,5 метра (+/- 0,05м) от боковой линии.
1.1.4. Зона приземления
Перед командной зоной располагается зона приземления. Эта зона имеет ширину 9 метров (+/- 0,05м) и длину 3 метра (+/- 0,05м).
1.1.5. Нейтральная зона
Оставшаяся часть поля, расположенная между двумя зонами приземления в центре площадки - это нейтральная зона. Ее длина - 6 метров (+/- 0,05м). Нейтральная зона должна быть разделена посередине центральной (средней) линией на две половины по 3 метра (+/- 0,05м).
1.6. Зона скамейки запасных игроков
Скамейки для запасных игроков размещаются на каждой половине площадки со стороны стола хронометриста, минимум в 3 метрах от боковой линии игровой площадки. Зона скамейки запасных должна располагаться как можно ближе к столу хронометриста и не должна быть на одной линии с командной зоной. Зона скамейки запасных должна быть длиной 4 метра (+/- 0,05м) и ограничена передней 4-х метровой (+/- 0,05м) линией и двумя боковыми линиями длиной не менее 1 метра. Во время игры все члены команды должны оставаться в этой предназначенной для них зоне. В перерыве команды меняются зонами. Зона скамейки запасных должна находиться на той же половине площадки, что и команда.
Если игрок желает покинуть поле после травмы или по какой-либо другой причине, он должен сопровождаться лицом, одетым в отличительный свитер, как предусмотрено организационным комитетом турнира.
1.1.7. Разметка
Все линии разметки на площадке должны быть шириной 0,05 метра (+/-0,01м), наноситься четко и быть хорошо осязаемыми на ощупь для ориентировки игроков. Под каждой лентой, обозначающей линию, по ее центру, должен находиться шнур толщиной 0,003 метра (+/-0,0005м).
1.1.8. Официальная линия тайм-аута
Вокруг игровой площадки наносится не осязаемая на ощупь линия на расстоянии 1,5 метра (+/-0,05м) от боковых линий и линий ворот. Когда мяч пересекает эту линию, судья должен сообщить при помощи свистка об официальном тайм-ауте.
1.2. Оборудование
1.2.1. Ворота
Ширина ворот должна быть 9 метров (+/-0,05м). Стойки ворот должны быть круглыми и высотой 1,30м (+/-0,02м). Стойки и верхняя планка должны быть твердыми. Стойки ворот должны находиться за пределами игровой площадки, но на одной линии с линией ворот. Измерения должны производиться внутри ворот. Максимальный диаметр стоек ворот и верхней планки не должен превышать 0,15м. Конструкция ворот должна быть безопасной.
1.2.2. Мяч
Мяч, используемый для игры среди мужчин, должен весить 1250г, а для игры среди женщин - 950г. Он должен содержать внутри колокольчики и иметь 8 отверстий. Окружность мяча составляет около 76 сантиметров. Сделан он из резины с усилением, как определено Спортивным техническим комитетом ИБСА. Для большинства чемпионатов мяч должен быть одобрен Техническим делегатом, назначенным ИБСА.
1.2.3. Спортивная форма
Все участники соревнований во время игры должны быть одеты в официально принятые футболки. Футболки на груди и на спине должны иметь номера от 1 до 9, минимальная высота цифр - 20см. Защита игрока не должна быть толще 10см. На Паралимпийских играх и чемпионатах мира экипировка игроков в команде (футболка, шорты и носки) должна быть одинаковой; она может нести рекламу в соответствии с утвержденными организационным комитетом требованиями.
1.2.4. Очки и контактные линзы
Ношение очков и контактных линз запрещено.
1.2.5. Игровые очки
На площадке все игроки должны носить игровые очки начиная с первого свистка любой половины игры до ее окончания. Это время включает саму игру, дополнительное время и выполнение свободных бросков. Если во время тайм-аута запасные игроки выходят на игровую площадку, они должны надеть игровые очки.
1.2.6. Глазные повязки
На всех крупных чемпионатах, как определено Подкомитетом ИБСА по голболу, все игроки должны надевать на глаза повязки под присмотром технического делегата ИБСА по голболу.

2. Состав команды
В начале турнира команда должна состоять из 3-х игроков и максимум трёх человек на замену. Каждая команда ограничивается тремя сопровождающими на скамейке запасных. Перед игрой судья должен быть уведомлен в письменной форме об игроке, не принимающем участия в соревновании, но одетым в футболку своей команды, как предусмотрено организационным комитетом турнира.

3. Судьи
3.1. Необходимое количество
В каждой игре принимают участие двое судей в поле, четверо судей у ворот, один судья-счётчик, один хронометрист, один «судья 10 секунд», секретарь. На всех крупных чемпионатах требуется двое «судей 10 секунд».

4. Игра
4.1. Продолжительность игры
Полное время игры составляет 20 минут, оно разделено на две равные половины по 10 минут. Перерывы между играми должны быть, по крайней мере, 5 минут. На Паралимпийских играх и чемпионатах мира дается минимум 15 минут между играми. Хронометрист дает звуковое предупреждение за 5 минут до начала игры и также он дает звуковое предупреждение за 30 секунд перед началом любой половины игры. Любая половина считается законченной по истечении ее времени. Перерыв между половинами игры длится 3 минуты. Игра начинается по истечении 3 минут. Игроки, собирающиеся играть, должны быть готовы к проверке своих игровых очков и повязок за 1 минуту 30 секунд до начала игры. Если команда не готова начать игру по истечении 3 минут, то назначается штраф за задержку игры. Время игры останавливается во время выполнения пенальти. Игра начинается и заканчивается по свистку судьи.
4.2. Дополнительное время
В случае ничейного результата, когда необходимо определить победителя, назначаются 2 дополнительные 3-х минутные половины для определения победителя. Команда, первая забившая гол, считается победителем и игра завершается.
Второй жребий определит, какая из команд первой бросает мяч, а какая защищается в начале дополнительного времени. Во время второй дополнительной половины стартовые ситуации меняются, и команды меняются скамейками в течение 3-х минутного перерыва.
Если всё же остаётся ничья, а определить победителя необходимо, то выполняются свободные броски.
4.3. Жребий
Перед началом игры судья или же назначенное официальное лицо проводит жеребьевку. Победитель выбирает либо ворота, либо право первого удара. В начале второй половины ворота и броски меняются.
4.4. Переориентация игроков
Во время соревнований оказывать помощь игрокам на поле разрешается только судье и только при защите во время выполнения пенальти, если защитники оказались за пределами игровой площадки. В любое другое время помощь игроку для его ориентировки на поле наказывается штрафом за персональную задержку игры.
4.5. Гол
Всякий раз, когда мяч полностью пересекает линию ворот и оказывается в воротах, это считается голом. Однако, гол может быть и не засчитан судьей на поле или судьей у ворот, вводящим мяч в игру. Гол засчитывается, если мяч полностью пересек линию ворот до истечения времени. Если глазная повязка защищающегося игрока сбивается мячом, и мяч впоследствии попадает в ворота, то гол засчитывается.
4.6. Тайм - аут
4.6.1. Командный тайм - аут
Каждой команде во время игры разрешается 3 тайм - аута по 45 секунд каждый для того, чтобы тренер дал указание игрокам. Каждый тайм - аут могут использовать обе команды. До истечения времени тайм - аута может произойти замена. Кроме того, каждой команде позволено взять 1 тайм - аут по 45 секунд в течение дополнительного времени. В случае, если тайм - аут берется во время замены, команде засчитываются и замена, и тайм - аут.
Попросить у судьи тайм-аут может тренер или игрок либо невербально, сигналами рукой, либо сказав слова: «тайм-аут» в то время, когда команда владеет мячом, или дается официальный тайм-аут. Тайм-аут подтверждается судьей во время официального перерыва в игре или же когда мяч находится под контролем команды, попросившей тайм-аут. Подтверждение судьей тайм-аута происходит путем устного произношения названия команды, просящей тайм-аут.
Хронометрист дает звуковое предупреждение за 15 секунд до истечения времени тайм-аута.
4.6.2. Официальный тайм-аут
Судья может взять официальный тайм-аут, когда сочтет необходимым. Во время официального тайм-аута тренеры могут давать инструкции игрокам на площадке до того момента, пока судья не попросит полной тишины. Все обсуждения должны прекратиться, в противном случае неспортивное поведение команды может привести к пенальти. После того, как судья объявил официальный тайм-аут, мяч переходит под контроль судьи у ворот и возвращается команде по окончании официального тайм-аута.
4.6.3. Медицинский тайм-аут
В случае травмы или заболевания судья берет медицинский тайм-аут, и судья "десяти секунд”, находящийся ближе к травмированному игроку, должен начать отсчет 45 секунд. Звуковое предупреждение дается судьей по истечении 45 секунд. Если травмированный игрок не готов продолжать игру по истечении 45 секунд, или же любой член команды выходит на игровое поле, этот игрок должен быть заменен до конца этой половины игры.
4.7. Замены
4.7.1. Командные замены
В каждой игре каждая команда может сделать максимум 3 замены во время основного времени игры. Каждая команда может сделать одну замену в дополнительное время. Один и тот же игрок может быть заменен больше, чем один раз; однако, каждая замена одного и того же игрока считается как замена. Попросить судью о замене может тренер или игрок либо невербальными сигналами рукой, либо сказав слово: «замена» всякий раз, когда команда владеет мячом, или имеется официальный тайм-аут. Любая задержка, вызванная тренером или игроком во время замены, приведет к пенальти. Замена должна быть подтверждена судьей во время официального перерыва, или же когда мяч находится под контролем команды, попросившей замену. При подтверждении судьей замены тренер должен на доске замен выставить номер замененного игрока и номер того игрока, который вступает в игру. При замене игрок выходит на игровое поле к воротам, ближайшим к скамейке своей команды. Во время замены тренеры могут давать инструкции игрокам на площадке до того момента, пока судья не попросит полной тишины. Все обсуждения должны прекратиться, в противном случае неспортивное поведение команды может привести к пенальти. Замену можно производить во время пенальти, за исключением наказанного игрока.
Если замена производится во время тайм-аута, команде засчитывается и тайм-аут, и замена, и тренеру позволяют проинструктировать своих игроков. Замена, произведенная в конце половины игры, не записывается, но номер игрока демонстрируется командой судье и объявляется в начале следующей половины игры.
4.7.2. Медицинская замена
В случае травмы, когда тренеру и/или другому члену команды нужно выйти на игровое поле, чтобы оказать помощь, или же когда игрок не может продолжить игру в течение 45 секунд медицинского тайм-аута. Необходимо как можно скорее произвести медицинскую замену травмированного игрока, который не сможет вернуться на игровое поле до завершения половины игры. Подобного рода замены не входят в число трех разрешенных замен.

5. Нарушения
5.1 Опережающий бросок
Если игрок бросит мяч до того, как судья объявит: «игра», бросок записывается, но не засчитывается.
В случае нарушения правил мяч передается защищающейся команде.
5.2. Передача мяча в аут
Если в процессе передачи мяча между членами команды он выходит за пределы игрового поля (за боковую линию), это рассматривается как потеря командой способности контролировать мяч. Любой раз, когда мяч поднимается над игровым полем, это также рассматривается как потеря командой способности контролировать мяч.
5.3. Положение вне игры
Если мяч после блока защищающегося игрока рикошетом возвращается в нейтральную зону, он возвращается во владение командой, которая бросала мяч. Это правило также применяется в случае, если мяч ударяется о стойки или перекладину ворот и откатывается назад над центральной линией. Это правило не применяется во время свободных бросков и пенальти.

6. Пенальти
Существует два типа пенальти: персональное пенальти и командное пенальти. В обоих случаях только один игрок остается на площадке, чтобы отражать штрафной бросок. В случае персонального пенальти это игрок, получивший предупреждение. В случае командного пенальти это должен быть игрок, совершивший последний зарегистрированный бросок перед тем, как было назначено пенальти. В случае, если командное пенальти было назначено до того момента, когда был произведен бросок, то защищает ворота тот игрок, которого выберет тренер провинившейся команды.
Все броски пенальти производятся в соответствии с правилами игры.
6.1.1. Короткий мяч
Всякий раз, когда мяч после броска останавливается перед командной зоной защищающейся команды, игра останавливается и пенальти присуждается в пользу защищающейся команды.
6.1.2. Высокий мяч
Мяч должен хотя бы один раз коснуться пола в командной зоне или зоне приземления после того, как он будет отпущен игроком во время выполнения броска. Если нет, то бросок записывается, но не засчитывается.
6.1.3. Длинный мяч
После того, как мяч коснулся пола в командной зоне или зоне приземления, он должен также коснуться пола игровой площадки перед центральной линией. Если этого не происходит, то бросок записывается, но не засчитывается.
6.1.4. Игровые очки
Любой игрок на площадке, который дотронется до своих игровых очков, должен быть наказан пенальти. Игрок, уходящий с площадки во время пенальти, не может дотрагиваться до своих игровых очков, иначе будет назначено еще одно пенальти. Если во время перерыва между периодами, тайм-аута или любой остановки в игре спортсмен захочет поправить свои игровые очки, он должен спросить разрешение у судьи на это, и, получив его, должен повернуться спиной к площадке перед тем, как дотронуться до своих игровых очков.
6.1.5. Третий бросок
Игрок может бросить мяч только два раза подряд. Третий и любой последующий бросок, выполненный одним и тем же спортсменом, рассматривается как нарушение. Число последовательно выполненных бросков учитывается в следующей половине игры или при выполнении пенальти, но не переносится на дополнительный период. В случае если мяч попал в ворота своей команды, он не засчитывается как бросок.
6.1.6. Неправильная защита
При защите первым, кто может коснуться мяча, должен быть игрок, находящийся в командной зоне.
6.1.7. Персональная задержка игры
Персональное пенальти за задержку игры применяется против игрока, который:
а) был переориентирован на площадке любым другим лицом, кроме товарища по команде;
б) не был готов начать игру по указанию судьи.
6.1.8. Персональное неспортивное поведение
Судья должен наказать персональным пенальти игрока, который ведет себя на площадке неспортивно. Более того, любое неспортивное поведение может повлечь за собой удаление из игры или же исключение из турнира, если судья решит, что этого требует ситуация. Удаленный игрок не может быть заменен в течение этой игры.
6.1.9. Шум
Любой чрезмерный шум, производимый игроком во время броска и мешающий защищающейся команде, должен быть наказан.
6.2. Командное пенальти
6.2.1. Десять секунд
Игрок/команда должен бросить мяч в течение десяти (10) секунд после того, как защищающаяся команда первый раз будет в контакте с мячом. В случае тайм-аута, замены или любой другой остановки в игре, произошедшей перед тем, как команда бросила мяч, команде отводится время, оставшееся с первого контакта с мячом до броска или же назначается пенальти.
6.2.2. Командная задержка игры
Пенальти назначается команде за задержку игры, если:
а) эта команда не готова начать игру по указанию судьи;
б) любое действие этой команды мешает продолжению игры;
в) эта команда делает замену в конце половины игры, не уведомив об этом судью;
6.2.3. Командное неспортивное поведение
В случае, если судья определит, что любой член команды на скамейке запасных или же любой член делегации команды, присутствующий на игре, ведет себя неспортивно, присуждается командное пенальти против этой команды. Кроме того, любое неспортивное поведение может привести к удалению из игры или же из турнира, если судья посчитает, что ситуация требует этого.
6.2.4. Неправильное руководство игрой
Никому на скамейке запасных не позволено руководить игрой в любой форме, за исключением тайм-аутов, официального перерыва в игре или до того момента, пока судья не попросит полной тишины. Если судья определит, что кто-то на скамейке запасных руководит игрой, команде присуждается пенальти. Если это повторится второй раз за игру, этот человек удаляется из спортивного зала, и присуждается командное пенальти.
6.2.5. Шум
Любой чрезмерный шум, производимый атакующей командой во время броска, или когда мяч выпускается из рук, наказывается.

7. Свободные броски
В случае ничейного результата по истечении игры, когда необходимо определить победителя, назначаются свободные броски, чтобы определить исход игры.
7.1. Количество свободных бросков
Количество свободных бросков определяется минимальным числом игроков, записанных в листе очередности.
7.2. Жребий свободных бросков
До начала выполнения свободных бросков жребием определяется , какой команде бросать, а какой принимать. Команда, которой выпало бросать первой, делает это в каждой паре бросков.
7.3. Порядок выполнения свободных бросков
Порядок выполнения свободных бросков определяется списком очередности, который подает тренер перед началом игры. Список очередности должен включать всех игроков, которые записаны в протоколе. Первый спортсмен из списка очередности каждой команды выходит на игровую площадку, сопровождаемый судьей, и выполняет бросок один раз. Такая последовательность повторяется до тех пор, пока весь минимум игроков не выполнит броски и защиту. Команда, забившая большее количество голов, объявляется победителем.
7.4. Свободные броски «до золотого гола»
В случае если ничейный результат сохраняется, порядок выполнения свободных бросков повторяется до тех пор, пока одна команда не установит лидерство (при равном количестве бросков у команд). Перед этими бросками выполняется новая жеребьевка, чтобы определить, кто бросает первым. После каждой пары бросков команда, бросавшая первой, меняется.
7.5. Нарушения при выполнении свободных бросков
Свободные броски выполняются в соответствии с существующими правилами. Однако если происходит нарушение в нападении, бросок аннулируется. Если нарушение происходит в защите, бросок повторяется до тех пор, пока он не будет засчитан.
7.6. Передвижение игроков
При всех свободных бросках тренеры и сопровождающие должны находиться на противоположной от судьи стороне игровой площадки. Все игроки должны носить игровые очки. Игроки остаются в зоне скамейки запасных до тех пор, пока не закончится игра. Игроки, удаленные из игры или игроки, получившие травму и неспособные продолжать игру, должны быть удалены из списка игроков, а игроки, находящиеся в нижней части списка, передвигаются выше.

8. Полномочия судьи
Окончательное решение по вопросам безопасности, процедуры и самой игры остается за судьей.

9. Обязанности официальных лиц
Любое действие участника во время игры, о котором официальный представитель ИБСА сообщит в Подкомитет голбола в письменном виде, должно быть рассмотрено на ближайшем по расписанию заседании Подкомитета. Санкции против этого игрока должны быть приняты Подкомитетом.

10. Разногласия
В случае возникновения разногласий между командой и судьей, к судьям в поле, обслуживающим игру, может обращаться только старший тренер команды. Обсуждение может происходить только во время официального перерыва в игре и только после того, как судья в поле признает требование тренера.
Судья в поле должен разъяснить тренеру суть проблемы. В случае если тренер не согласен с определением судьи в поле, игра заканчивается, и тренер может подать протест в установленной ИБСА форме. Если после первого объявления решения судьи тренер продолжает с ним спорить, то команда наказывается за задержку игры. При необходимости судья может принять любые другие действия.